Иеремии 17:14: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя».
В этом отрывке повествуется о том, как пророк, увидев, что всю землю наполнило отступничество и всевозможное беззаконие, что управители его народа стали нечестивыми и презрели Бога, что они самодовольно хвалятся своим собственным падением, в то же время пренебрегая правосудием и праведностью, пришел в ужас и поспешил укрыться под сенью Божьих крыл. Когда он увидел, насколько земля была поражена, то, дабы не впасть в отчаяние, он предстал перед Богом со словами: «Что станет со мной, Господи, ибо я окружен беззаконием; куда бы я ни обратился, я вижу только то, что увлекает и уводит меня от истинной религии и искреннего поклонения Твоему Имени. Что бы тогда побудило Тебя спасти меня? Я был бы настигнут в одно мгновение и пропал бы, потому что во всей земле нет безопасного места, нет исцеления, как будто распространилась эпидемия, и никто не может избежать заражения». И потому пророк, видя землю, которая настолько загрязнена преступлениями, что не осталось ни одного свободного от них уголка, устремляется за помощью к Богу и говорит: «О, Господь, я не могу быть в безопасности, если только Ты не укроешь меня; я не могу быть чист, пока Ты не очистишь меня». Теперь нам понятны намерения пророка и то, как этот стих связан с предыдущими стихами.
Сначала он говорит: «Исцели меня, и исцелен буду», будто говоря, что уже заболел, заразившись порчей от безнравственных занятий (проказой греха). Посему он ищет исцеления только у одного Бога, способного оказать Свою милостивую помощь. И по той же самой причине добавляет, что только тогда он будет спасен, когда его спасет Бог. Из этого мы можем сделать вывод, что какие бы камни преткновения не встречались на нашем пути, мы должны призывать Бога, со всем рвением и серьезностью. Ибо каждый из нас должен хорошо знать свои слабости. Потому что даже тогда, когда нам не нужно с чем-то бороться, из-за наших собственных немощей, мы не в силах противостоять разложению. Что же будет с нами, когда Сатана начнет атаковать нашу веру, используя свои наиболее хитрые уловки? Поэтому, в тот момент, когда мы осознаем, что все в мире несет в себе испорченность, заманивая нас, отвлекая от истинного поклонения Богу, давайте по примеру пророка укроемся под сенью крыл Божьих и будем молиться, чтобы Он исцелил нас, иначе мы не просто станем очевидно порочны – нас целиком поглотит развращенность, если только сам Бог не окажет нам помощи. Отсюда следует, что чем хуже мир, чем большее распутство и грех нас окружают, тем усерднее необходимо молить Бога, чтобы Он хранил нас Своей чудесной силой, как если бы мы были в самом аду.
Кроме того, из этого отрывка можно извлечь важную истину: человек не обладает властью и силой устоять или сохранить себя, но это происходит лишь по исключительной доброте Бога к нам; ибо если бы у человека была хоть какая-то власть и сила оберечь себя, чтобы остаться чистым и незапятнанным посреди гниения мира, то, вне всякого сомнения, Иеремия был бы наделен таким даром. Однако же он признает, что нет никакой надежды на исцеление и спасение, не будь особой Божьей милости. Ибо что же еще исцеляет как не чистота жизни? (Ибо что является исцелением или незараженностью, как сохранение чистоты жизни?) Пророк говорит: «О, Господь, не в моей власти сохранять такую чистоту, какую Ты требуешь», и далее: «Исцели меня и исцелен буду». A затем, говоря о спасении, он несомненно свидетельствует, что Богу не достаточно помочь нам однажды или в течение какого-то недолгого времени, но Он оказывает нам Свою помощь всегда, до конца. Посему, начало спасения, как и весь процесс, Иеремия ставит в заслугу только Богу. И поэтому все, что софисты самонадеянно говорят о свободной воле, сводится к нулю. Они действительно признают, что человек не может спасти себя сам, но после делают шаг назад и отвергают все, что утверждали ранее, ибо говорят, что милость Духа соперничает с человеческой свободной волей, и что человек спасает себя сам в сотрудничестве с Богом. Но все это лишь праздные разговоры, ибо в этом месте Писания пророк не только взывает о помощи и молит Бога укрепить его в немощи, но и признает, что только Бог один может исцелить и спасти его.
И он продолжает утверждать это, говоря: «Ибо Ты хвала моя», тем самым заявляя, что он не способен изменить что-либо, но что вся хвала за его спасение принадлежит одному только Богу; ибо как можно говорить, что Бог наша хвала, если только мы не прославим Его одного (согласно тому, что говорится в 9-й главе)? Если люди приписывают себе хоть малейшие заслуги, они не могут назвать Бога своей хвалой. Затем пророк утверждает, что он не прибавил ничего к сохранению своей святости, но что все это целиком было работой Бога. И затем он демонстрирует свое собственное упование, не сомневаясь в том, что будет услышан Богом, потому что просит у Него лишь того, что необходимо для его спасения.
Отсюда можно вывести общее для всех правило: если мы желаем, чтобы Бог начал и завершил наше спасение, то должны воздать Ему хвалу, прославив только Его одного. Если мы в тяжкий миг отрекаемся от всякой собственной силы и власти и ищем убежища у Бога с сознанием своей нужды, то без сомнения получим необходимое нам; если же мы напыщенны, тщеславимся своей собственной силой или праведностью, то дверь перед нами закрывается.
А теперь рассмотрим, какова же польза от того, что мы укрепляемся в Боге. Праведные получают уверенность, что найдут в Боге то, чего только могли бы пожелать, ибо они не затмевают Божьей славы присвоением того, что принадлежит исключительно Ему, но признают, что в Нем сокрыто все то, чего они не смогут найти в себе.
МОЛИТВА
Даруй же нам, Всемогущий Бог, чтобы мы могли учиться, в нужде ли пребывая или в достатке, подчинять себя Тебе, чтобы нашим единственным и совершенным счастием было полагаться на Тебя и покоиться в спасении, ощущение которого Ты уже даровал нам, пока мы не придем в тот вечный покой, где насладимся этим спасением во всей его полноте, когда станем сопричастниками той славы, которая была обеспечена нам кровью Сына Твоего Единородного. Аминь.